Когда наша страна в начале 1990-х годов распахнула свои границы, к нам начали везти иномарки, как правило, подержанные. Тем не менее, россияне сразу убедились, что автомобили из Германии, Японии и США лучше, чем продукция ВАЗ и ГАЗ. Южнокорейские автопроизводители смогли предложить уже нечто другое – новые машины по доступной цене.
Автомобильная экспансия
С автопромом КНР мы познакомились лишь в середине 2000-х годов, когда ситуация в нашем государстве была уже совсем иной. У граждан России наконец-то появились деньги, спрос был громадный, раскупали все, у чего имелось четыре колеса, правда, и на цену обращали пристальное внимание.
В те годы автоконцерны Китая обещали порвать рынок Российской Федерации, но так и не сумели. На 2021 год доля китайских машин не дотягивает и до 4%. Однако динамика явно позитивная, «китайцы» у россиян все более популярны, они начали вызывать доверие. Если брать технологичность, то они не уступают «корейцам» и «японцам». Навороты не хуже, чем у автомобилей того же класса. А ценник более приятен в сравнении с конкурентами.
Недостатки, конечно же, есть. Если рассматривать в целом, то минусы такие:
— турбодвигатель довольно прожорливый;
— роботизированные коробки – тугодумные;
— подвеска плохо настроена;
— имидж китайских товаров и сегодня оставляет желать лучшего.
Попытка – не пытка
Итак, какие же китайские автомобили собирают в России? Попробуем разобраться.
Собирать свои автомобили в России пытались многие крупные предприятия из КНР. Первопроходцами стали Chery Automobile и Great Wall Motor. У них получилось наладить сотрудничество с автосборочным предприятием из Калининграда «Автотор». Однако принятые решения были не самыми удачными.
Great Wall вскоре перебазировался в Гжель, потом раздумывал над созданием предприятия в Елабуге, затем переориентировался на поставки импортных кроссоверов и внедорожников Haval. Все изменилось лишь недавно, когда компания запустила в Тульской области производство полного цикла, между прочим, сделав это первой среди всех китайских автоконцернов. Такое решение, без сомнения, позволит китайским машинам активнее завоевывать наш рынок. К этому концерну мы еще вернемся.
Что касается компании Chery, то на «Автоторе» выпускались следующие ее модели: Fora, Amulet, Tiggo, QQ, Oriental Son. Однако затем из Калининграда компания переехала в Таганрог, а потом в Черкесск. В настоящий момент производство там уже не ведется. Chery вернулась на «Автотор», но речь идет о сборке лишь нескольких сотен машин ежегодно.
Группа компаний Lifan производила авто в Черкесске, но предприятие закрылось, после чего она стала лишь завозит свою продукцию на российский рынок. В 2015-м было объявлено, что в Липецкой области будет построен завод, однако планы остались нереализованными. В самом Китае у автопроизводителя в последние годы дела шли плохо, а коронавирусная пандемия окончательно его добила. В 2020 году руководство объявило о банкротстве.
Компания Geely Automobile собирала китайские модели в Новоуральске, Черкесске, но в конечном итоге очутилась в Беларуси. Белорусско-китайское СП «БелДжи» стало весьма успешным и даже готовится производить электромобили. Главным рынком сбыта станет Россия.
У моделей Geely и Haval на нашем рынке дела идут лучше всех из китайских автомобилей, причем именно у этих двух брендов машины наиболее дорогие. Получается, что россиян цена уже не отпугивает. На сегодняшний день модели этих двух производителей входят в ТОП-20 самых продаваемых у нас авто.
Тульские «китайцы»
Весной 2014-го в Шанхае (Китай), в присутствии лидеров России и КНР, между правительством Тульской области и корпорацией Great Wall было подписано соглашение о строительстве автозавода в индустриальном парке «Узловая» под Тулой. Объем инвестиций – восемнадцать миллиардов рублей.
Через несколько лет новое предприятие начало выпускать машины под брендом Haval. В настоящее время завод изготавливает четыре модели: H5, H9, F7 и F7x. Мощность предприятия – до 80000 авто ежегодно, перспективный объем – до 150000. Итак, если не учитывать микроскопические объемы остальных производителей, то на вопрос, какие китайские автомобили собирают в России, можно ответить, что моделей пока всего четыре:
- Кроссовер Haval F7. Позиционируется как автомобиль для молодежной аудитории – от 20 лет до 35. Хавал Ф7 может похвастаться хорошим оснащением и современными технологиями, в том числе мультимедиа-системой с голосовым управлением и интеграцией мобильных устройств.
- Haval F7x. Является купе-кроссовером, созданным на основе F7. Если сравнивать с универсалом, F7x позиционируется как авто с неповторимым молодежным спортивным дизайном. Новая модель превосходит своего прародителя по ряду опций, но большинство отличий вскоре будут задействованы и на обычной «семерке».
Потребителям надо знать, что у купеобразной версии немного ухудшилась обзорность назад, а объем багажника стал меньше. Интересно, что стоимость на обе модели в аналогичных вариантах одинаковая, хотя большинство автопроизводителей назначают за свои модные кросс-купе чуть большую цену.
- Рамный внедорожник Haval H5. В России доступен лишь с бензиновым двухлитровым турбодвигателем Mitsubishi 4G63T. При этом мощность может быть 149 или 177 «лошадок». Привод – подключаемый полный. Коробка передач в единственном варианте – шестиступенчатая механическая Zhongma ZM016HF. Предлагаются две комплектации – «Комфорт» и «Премиум».
- Внедорожник Haval H9. Является флагманским автомобилем «Грейт Уолл» и самым дорогостоящим китайским автомобилем на российском рынке. Производят его с 2014-го. Авто рамной конструкции имеет полноприводную систему, 7-местное исполнение салона. Восьмиступенчатая гидромеханическая АКПП компании ZF. Предлагается два двигателя: бензиновый 2.0 турбо в 245 «сил» и турбодизель в 190 л.с.